Дальний Восток и АТР

Размеры рынка стран АТР и темпы его роста, а также его географическая близость к ДФО определили курс на интеграцию экономики макрорегиона в АТР.

В связи с тем, что ориентация экономики Дальнего Востока на внутренний рынок нецелесообразна из-за его удаленности от внутреннего рынка, сконцентрированного в европейской части страны, и более высокой стоимости производства, текущей моделью развития макрорегиона выбрана интеграция в рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сотрудничество ДФО и стран АТР содержит в себе потенциал построения взаимовыгодных отношений. В настоящий момент страны АТЭС являются основным торговым партнером Дальнего Востока – в 2014 году на долю АТЭС пришлось 84,3% внешнеторгового оборота ДФО в стоимостном выражении, причем три четверти оборота формировали три страны: Япония, Республика Корея и Китай. Однако возможности сотрудничества между странами АТР и Дальним Востоком недостаточно используются, ограничиваясь преимущественно сырьевой торговлей. Основными статьями российского экспорта в 2014 году были сырая нефть и нефтепродукты, нефтяные газы, замороженная рыба.

Направлением развития для Дальнего Востока выбрана диверсификация экономики и организация производства продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированного на экспорт. Эти векторы предполагают привлечение иностранных инвесторов не только в добывающую промышленность (традиционно), но и в обрабатывающую промышленность, и в сферу услуг.

Текущая экономическая ситуация на Дальнем Востоке характеризуется сырьевой ориентацией при монопрофильности экономик отдельных регионов. Сдвиг в сторону переработки возможен только с помощью привлечения технологий и финансирования со стороны зарубежных инвесторов. Новые территории опережающего развития должны стать точками роста, создающими конкурентоспособную на зарубежных рынках продукцию. Для инвесторов ТОРы предлагают льготный режим налогообложения и пониженные страховые взносы, подготовленную инфраструктуру. Ускорить и упростить процесс реализации инвестиционных проектов за счет минимизации административных барьеров должны специально созданные организации, занимающиеся сопровождением инвесторов.

Повышению конкурентоспособности регионов Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе также должно способствовать и создание свободной портовой зоны во Владивостоке. В порту будет действовать облегченный налоговый режим, а таможенные процедуры станут максимально быстрыми.

На территории ДФО уже реализуется ряд проектов при участии инвесторов из стран АТР: Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона совместно с компаниями KPMG, DB International, AECOM и Freshfields подготовил бизнес-план и финансовую модель инвестиционного проекта строительства пограничного железнодорожного моста через Амур между населенными пунктами Тунцзян (КНР) и Нижнеленинское (Еврейская автономная область). Тунцзянский мост сократит расстояние перевозок через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска на 500 км и уменьшит время перевозки на 7 часов. В качестве соинвесторов к проекту привлечены российско-китайские фонды под управлением РФПИ. Общий объем инвестиций составит до 11,05 млрд рублей.

Реализующая китайскую часть проекта «Железнодорожная компания Тунцзян» привлекла для финансирования работ кредит Экспортно-импортного банка Китая в 400 млн юаней.

ВЭБ, администрация Приморского края, ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и ChangiAirportsInternational (Сингапур) заключили меморандум о взаимопонимании по реализации проекта развития аэропорта Владивостока. Преобразование аэропорта позволит создать на его базе крупный транспортный узел, соединяющий ДФО со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.