Дальний Восток и ВТО

Вступление России в ВТО в 2012 году вызывало серьезные изменения условий таможенных тарифов, государственной поддержки, сертификации и лицензирования что могло сделать отечественных производителей неконкурентоспособными.

Вступление в ВТО предваряла подготовительная работа: были сближены различные техрегламенты, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины. Присоединение к Всемирной торговой организации потребовало снижения таможенных ставок на иностранные лекарства, технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры, бытовую технику, отдельные группы продуктов питания (что касается мяса, то Россия сохранила возможность квотирования импорта). Cредневзвешенная ставка пошлин к окончанию переходного периода должна опуститься до 7,15 %, в том числе, по сельскохозяйственным товарам с 15,2 % до 11,3 %, по промышленным — с 11,3 % до 6,4 %.

Изменение импортных пошлин после вступления в ВТО

Товарные группы Начальный уровень, % Сниженный уровень, %

Молочные продукты

19,8

14,9

Химическая продукция

6,5

5,2

Автомобили

15,5

12,0

Электрооборудование

8,4

6,2

Древесина и бумага

13,4

8,0

Рыбная продукция

10,0

3,0

Основным опасением российских производителей, касающимся вступления в ВТО, было увеличение импорта более дешевой импортной продукции. Эти опасения частично подтвердились: после вступления РФ во Всемирную торговую организацию в наибольшей степени вырос импорт машин и оборудования, продуктов питания и некоторых наименований сельскохозяйственной продукции (молоко и молочные продукты, мясо, свежие овощи), текстиля, одежды и обуви.

С другой стороны, сниженные таможенные пошлины сделали импортное оборудование и технологии более доступными для российских производителей. Ожидается, что в долгосрочной перспективе суммарный эффект от снижения таможенных ставок (в том числе, экспортных пошлин) и улучшения доступа на внешний рынок российским экспортерам будет положительным. По оценкам Всемирного Банка прирост ВВП в долгосрочной перспективе может составить 11%. Увеличение российского несырьевого экспорта является одним из условий формирования положительного эффекта.

Среди нефинансовых последствий вступления в ВТО – приведение российского законодательства в соответствии с международными стандартами, что обеспечит увеличение прозрачности бизнеса, а также повышение предсказуемости и стабильности внешнеэкономической деятельности.

Для рыбохозяйственной отрасли, которая является одной из ключевых сфер деятельности для Дальнего Востока, последствия от вступления в ВТО неоднозначны. Российская рыбохозяйственная отрасль ориентирована на внешние рынки сбыта (РФ является одним из ключевых поставщиков рыбы в Китай), при этом в основном реализуется мороженая рыба, а уровень переработки в отрасли остается очень невысоким. Часть отправленной на экспорт рыбы возвращается в виде переработанной продукции. Вступление в ВТО открыло российский рынок для продукции низкого качества, но в то же время, отправляемой на экспорт российской рыбе сложно конкурировать по цене с продукцией из Китая и Японии, где рыбохозяйственной отрасли оказывается значительная поддержка. В России же действуют следующие меры государственной поддержки, разрешенные в рамках ВТО: субсидии на уплату процентных ставок по кредитам на создание и обновление рыбоперерабатывающей инфраструктуры и судов рыбопромыслового флота; льготы по уплате сбора за право пользования водными биоресурсами.

Экспортеры различных видов сырья, роль которых высока в экономике ДФО, в большинстве своем не проигрывают от присоединения к ВТО. Среди исключений можно назвать газовые компании, которые испытывают ценовое давление.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, которая также потенциально может развиваться в ДФО благодаря существенным лесным ресурсам, получила сниженные пошлины на экспорт леса, что уменьшило мотивацию к созданию деревообрабатывающих производств. Производство конкурентоспособной продукции деревообработки возможно при условии организации масштабного автоматизированного производства.

Несмотря на то, что вступление в ВТО усложняет положение многих отраслей, снижение негативного эффекта возможно при реализации инновационного сценария развития экономики. В рамках Дальневосточного федерального округа подготовлены площадки для внедрения инноваций и организации производства продукции с высокой добавленной стоимостью – территории опережающего развития.