The Far East development strategy and programs

Currently the Far East Federal District has all chances to become large center of economic life. Its development is regulated in the Federal level by several program documents.

Due to active economic growth in countries of APR and refocusing of the Russian State policy from West into East development of the territory of the Far East Federal District is conducted at a quickened pace. Fundamental document setting the direction for macroregion's development is the Strategy of social and economic development of the Far East and Baikal region for period up to 2025, approved in 2009. One of the main tools of strategy realization is FSPP "Economic and social development of the Far East and Baikal region for period up to 2018". Document pays special attention to perfection of transport and energy infrastructures of macroregion, what is a prerequisite for rise of both resource and non-resource export oriented sector of macroregion's economy.

Thus priority interregional events aimed to development of railway transport of the Far East include construction of additional crossing loops, modernization of terminal yards, reconstruction of separate parts of main railways, construction of the seconds rails and other activities to eliminate "narrow sections" of railways. Total for the period of Program's action in BAR and Transsib it is planned to build over 400 km of the second and third rails, reconstruct almost 30 station and conduct technical operation, which will allow to significantly increase freight traffic to 2020.

Reconstruction plan for Baikal-Amursk and Trans-Siberial Railways


Growth of the length of motorways of regional and municipal significance, which meet regulations, in FFD for 5-year term of program's action will be over 180 km. By motorways network it is planned to connect all large social and economic centers pf the Far East as well as to significantly increase accessibility of remote settlements.

Developed transport infrastructure will ensure unity of social and economic space of the Far East and free move of goods and services. Increase of macroregion's transport availability, widening of capacity of main railways and development of sea ports will allow to ensure timely and consistent goods transfer in the territory of the FFD, to significantly widen market outlets for local goods and to reduce transport and logistics expenses.

In energetics sector the main tasks are development of power generation and increase of electric networks' capacity, widening of centralized power supply area and connection of isolated energy regions, where local energetics is mainly represented by diesel power plant (DPP), reduction of fuel expenses while power production. Implementation of eco-friendly technologies while construction of new and reconstruction of existing power energy objects as well as use of alternative and renewable power sources are foreseen to improve safety and reliability of macroregion's energy complex.

Construction of new trunk lines will promote improvement of power systems' configuration in the Far East and Baikal region and increase of their reliability and effectiveness. Reduction of level of power energy's isolation and decentralization of the Far East by its integration into the United system of Russia will increase reliability of macroregion's power supply required for stable activity of manufacturing enterprises. Implementation of new and development of existing generating power will provide conditions required for realization of unique transport and geographic potential of FFD, exploration of deposits in its territory, connection of new enterprises. Besides reduction of number of DPPs and their replacement by power lines will allow to save procurement of expensive fuel for DPPs and to reduce power cost, what will be reflected in bare cost of enterprises' goods. Advantages of geographical position of the Far East Federal District and reserve powers existing in unified power system of the East open wide perspectives for organization of power export into China, Mongolia, countries of the Korean peninsula and Japan.

Aside from development of the transport and power infrastructure of the Far East the State is actively support of macroregion's mining (extraction of fuel mineral resources, precious stones and metals) and processing (metallurgy, engineering oriented on production of hi-tech goods) industries.

On the subjects level included into FFD matters of social and economic development are reviewed in regional strategies, which have been already accepted in the majority of the Far East regions.

Term of investment strategies realization for RF subjects in FFD

Region

Term of strategy realization

Amursk region

up to 2018

The Jewish AR

up to 2025

The Kamchatka Territory

up to 2020

Magadan region

up to 2025

The Primorsky Territory

up to 2018

The Sakha Republic (Yakutia)

up to 2016

The Khabarovsk Territory

up to 2020

Regional investment strategies foresee realization of a range of events aimed to create maximum comfortable conditions for business in the territory of the region:

  • Development of transport and logistic infrastructure;
  • Reduction of administrative barriers in construction;
  • Arrangement of shows, fairs, forums, etc.;
  • Development of hi-tech and knowledge intensive economic sectors.

Aside from provisions in regional strategies there are also unique ones for each subject based on geographical, climate and social and economic characteristics of the region.

Стратегия и программы развития Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный округ РФ в настоящее время имеет все шансы стать крупным центром экономической жизни. Его развитие регулируется на федеральном уровне сразу несколькими программными документами.

Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока является ключевым фактором, способствующим подъему таких отраслей как добыча полезных ископаемых и промышленное производство. В связи с этим именно на развитие инфраструктуры, и в первую очередь, транспорта и энергетики, нацелены основные мероприятия, предусмотренные государственными программами.

В связи с активным ростом экономик стран АТР и переориентацией российской государственной политики с Запада на Восток развитие территории Дальневосточного федерального округа ведется ускоренными темпами. Основополагающим документом, задающим траекторию развития макрорегиона, является Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятая в 2009 году. Одним из главных инструментов реализации стратегии является ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В документе особое внимание уделяется совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктурам макрорегиона, что является предпосылкой для подъема как сырьевого, так и несырьевого экспортно-ориентированного сектора экономики макрорегиона.

Так, к приоритетным межрегиональным мероприятиям, нацеленным на развитие железнодорожного транспорта Дальнего Востока, относятся строительство дополнительных разъездов, модернизация сортировочных станций, реконструкция отдельных участков основных магистралей, строительство вторых путей и другие действия по устранению «узких мест» железных дорог. Всего за период действия Программы на БАМе и Транссибе планируется построить более 400 км вторых и третьих путей, реконструировать почти 30 станций и провести технические работы, которые позволят значительно увеличить грузопоток к 2020 году.

План реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали

План реконструкции Транссибирской железнодорожной магистрали

Прирост протяженности автомобильных дорог регионального и муниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в ДФО за пятилетний срок действия программы составит более 180 км. Посредством сети автомобильных дорог планируется связать все крупные социально-экономические центры Дальнего Востока, а также значительно повысить доступность удаленных населенных пунктов.

Развитая транспортная инфраструктура обеспечит единство социально-экономического пространства Дальнего Востока и беспрепятственное перемещение товаров и услуг. Повышение транспортной доступности макрорегиона, расширение пропускной способности основных железнодорожных магистралей и развитие морских портов позволят обеспечить своевременное и бесперебойное перемещение товаров на территории ДФО, значительно расширить рынок сбыта продукции местных производителей и снизить транспортно-логистические издержки.

В сфере энергетики основными задачами являются развитие генерации электроэнергии и увеличение пропускной способности электрических сетей, расширение зоны централизованного энергоснабжения и присоединение изолированных энергорайонов, где локальная энергетика представлена в основном дизельными электростанциями (ДЭС), сокращение топливных расходов при производстве электроэнергии. Для увеличения безопасности и надежности энергетического комплекса макрорегиона предусмотрено внедрение экологически безопасных технологий при строительстве новых и реконструкции действующих объектов электроэнергетики, а также использование альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Строительство новых магистральных линий электропередач будет способствовать улучшению конфигурацию энергосистем Дальнего Востока и Байкальского региона и повышению их надежности и эффективности. Снижение уровня изолированности и децентрализации электроэнергетики Дальнего Востока посредством ее интеграции в Единую энергосистему России повысят надежность электроснабжения макрорегиона, необходимую для стабильной деятельности производственных предприятий. Введение новых и развитие существующих генерирующих мощностей создаст условия, необходимые для реализации уникального транспортно-географического потенциала ДФО, освоения месторождений ископаемых на его территории, подключения новых предприятий. Кроме того, сокращение числа ДЭС и замена их линиями электропередач позволит экономить на приобретении дорогостоящего топлива для ДЭС и снизить стоимость электроэнергии, что отразится на себестоимости продукции предприятий. Преимущества географического положения Дальневосточного федерального округа и существующие в объединенной энергосистеме Востока резервные мощности открывают широкие перспективы для организации экспорта электроэнергии в Китай, Монголию, страны Корейского полуострова, Японию.

Помимо развития транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока государство активно осуществляет поддержку добывающих (добыча топливных полезных ископаемых, драгоценных камней и металлов) и обрабатывающих (металлургия, машиностроение, ориентированное на производство высокотехнологичной продукции) отраслей промышленности макрорегиона.

На уровне субъектов, входящих в ДФО, вопросы социально-экономического развития рассматриваются в региональных стратегиях, которые уже приняты в большинстве регионов Дальнего Востока.

Сроки реализации инвестиционных стратегий субъектов РФ в ДФО

Регион

Срок реализации стратегии

Амурская область

до 2018 г.

Еврейская АО

до 2025 г.

Камчатский край

до 2020 г.

Магаданская область

до 2025 г.

Приморский край

до 2018 г.

Республика Саха (Якутия)

до 2016 г.

Хабаровский край

до 2020 г.

Региональные инвестиционные стратегии предусматривают осуществление ряда мероприятий, направленных на создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса на территории региона:

  • Развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
  • Снижение административных барьеров в строительстве;
  • Организация, выставок, ярмарок, форумов и др.;
  • Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.

Помимо общих положений в региональных стратегиях существуют и уникальные для каждого субъекта, базирующиеся на географических, климатических и социально-экономических особенностях региона.