Стратегия и программы развития Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный округ РФ в настоящее время имеет все шансы стать крупным центром экономической жизни. Его развитие регулируется на федеральном уровне сразу несколькими программными документами.

Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока является ключевым фактором, способствующим подъему таких отраслей как добыча полезных ископаемых и промышленное производство. В связи с этим именно на развитие инфраструктуры, и в первую очередь, транспорта и энергетики, нацелены основные мероприятия, предусмотренные государственными программами.

В связи с активным ростом экономик стран АТР и переориентацией российской государственной политики с Запада на Восток развитие территории Дальневосточного федерального округа ведется ускоренными темпами. Основополагающим документом, задающим траекторию развития макрорегиона, является Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятая в 2009 году. Одним из главных инструментов реализации стратегии является ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В документе особое внимание уделяется совершенствованию транспортной и энергетической инфраструктурам макрорегиона, что является предпосылкой для подъема как сырьевого, так и несырьевого экспортно-ориентированного сектора экономики макрорегиона.

Так, к приоритетным межрегиональным мероприятиям, нацеленным на развитие железнодорожного транспорта Дальнего Востока, относятся строительство дополнительных разъездов, модернизация сортировочных станций, реконструкция отдельных участков основных магистралей, строительство вторых путей и другие действия по устранению «узких мест» железных дорог. Всего за период действия Программы на БАМе и Транссибе планируется построить более 400 км вторых и третьих путей, реконструировать почти 30 станций и провести технические работы, которые позволят значительно увеличить грузопоток к 2020 году.

План реконструкции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали

План реконструкции Транссибирской железнодорожной магистрали

Прирост протяженности автомобильных дорог регионального и муниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в ДФО за пятилетний срок действия программы составит более 180 км. Посредством сети автомобильных дорог планируется связать все крупные социально-экономические центры Дальнего Востока, а также значительно повысить доступность удаленных населенных пунктов.

Развитая транспортная инфраструктура обеспечит единство социально-экономического пространства Дальнего Востока и беспрепятственное перемещение товаров и услуг. Повышение транспортной доступности макрорегиона, расширение пропускной способности основных железнодорожных магистралей и развитие морских портов позволят обеспечить своевременное и бесперебойное перемещение товаров на территории ДФО, значительно расширить рынок сбыта продукции местных производителей и снизить транспортно-логистические издержки.

В сфере энергетики основными задачами являются развитие генерации электроэнергии и увеличение пропускной способности электрических сетей, расширение зоны централизованного энергоснабжения и присоединение изолированных энергорайонов, где локальная энергетика представлена в основном дизельными электростанциями (ДЭС), сокращение топливных расходов при производстве электроэнергии. Для увеличения безопасности и надежности энергетического комплекса макрорегиона предусмотрено внедрение экологически безопасных технологий при строительстве новых и реконструкции действующих объектов электроэнергетики, а также использование альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Строительство новых магистральных линий электропередач будет способствовать улучшению конфигурацию энергосистем Дальнего Востока и Байкальского региона и повышению их надежности и эффективности. Снижение уровня изолированности и децентрализации электроэнергетики Дальнего Востока посредством ее интеграции в Единую энергосистему России повысят надежность электроснабжения макрорегиона, необходимую для стабильной деятельности производственных предприятий. Введение новых и развитие существующих генерирующих мощностей создаст условия, необходимые для реализации уникального транспортно-географического потенциала ДФО, освоения месторождений ископаемых на его территории, подключения новых предприятий. Кроме того, сокращение числа ДЭС и замена их линиями электропередач позволит экономить на приобретении дорогостоящего топлива для ДЭС и снизить стоимость электроэнергии, что отразится на себестоимости продукции предприятий. Преимущества географического положения Дальневосточного федерального округа и существующие в объединенной энергосистеме Востока резервные мощности открывают широкие перспективы для организации экспорта электроэнергии в Китай, Монголию, страны Корейского полуострова, Японию.

Помимо развития транспортной и энергетической инфраструктуры Дальнего Востока государство активно осуществляет поддержку добывающих (добыча топливных полезных ископаемых, драгоценных камней и металлов) и обрабатывающих (металлургия, машиностроение, ориентированное на производство высокотехнологичной продукции) отраслей промышленности макрорегиона.

На уровне субъектов, входящих в ДФО, вопросы социально-экономического развития рассматриваются в региональных стратегиях, которые уже приняты в большинстве регионов Дальнего Востока.

Сроки реализации инвестиционных стратегий субъектов РФ в ДФО

Регион

Срок реализации стратегии

Амурская область

до 2018 г.

Еврейская АО

до 2025 г.

Камчатский край

до 2020 г.

Магаданская область

до 2025 г.

Приморский край

до 2018 г.

Республика Саха (Якутия)

до 2016 г.

Хабаровский край

до 2020 г.

Региональные инвестиционные стратегии предусматривают осуществление ряда мероприятий, направленных на создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса на территории региона:

  • Развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
  • Снижение административных барьеров в строительстве;
  • Организация, выставок, ярмарок, форумов и др.;
  • Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.

Помимо общих положений в региональных стратегиях существуют и уникальные для каждого субъекта, базирующиеся на географических, климатических и социально-экономических особенностях региона.