Конкуренция

Большая часть рынков в России имеет региональных характер, поэтому ведущую роль в развитии добросовестной конкуренции играют региональные власти. Распространению лучших практик способствует Агентство стратегических инициатив.

Поддержка добросовестной конкуренции входит в задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности. Она реализуется путем запрета недобросовестной конкуренции и монополизации предпринимательской деятельности.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, способных причинить убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность – злоупотребление своим доминирующим положением, запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия.

Для определения фактов ограничения конкуренции используются следующие признаки:

  • сокращение числа хозяйствующих субъектов,
  • рост или снижение цены товара, не связанные изменениями рынка,
  • отказ хозяйствующих субъектов, от самостоятельных действий на товарном рынке,
  • определение общих условий обращения товара на товарном рынке с помощью соглашения между хозяйствующими субъектами.

В России вопросами защиты конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба, основные задачи которой на период до 2018 года определяются «Дорожной картой». Среди значимых мер по поддержке конкуренции в определенных отраслях: развитие конкуренции на рынках труб большого диаметра, упрощение подключения к электросетям, формирование сбытовых политик компаний-монополистов.

Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (некоммерческая организация, созданная по распоряжению Правительства РФ для ликвидации административных барьеров и распространения лучших практик) при взаимодействии с ФАС был разработан стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В 2014 году этот стандарт был внедрен в шести регионах РФ (в том числе, в Хабаровском крае) в пилотном режиме. С 2015 года к внедрению должны присоединиться и остальные регионы.

В соответствии со стандартом, в каждом регионе определяются приоритетные и социально значимые рынки (в том числе 10 обязательных), где в первую очередь должна поддерживаться конкуренция.

Приоритетные и социально значимые рынки в регионах ДФО

Регион

Приоритетные и социально значимые рынки

Хабаровский край

- Рынок услуг в системе дошкольного образования;

- Рынок медицинских услуг;

- Рынок розничной торговли лекарственными средствами;

- Рынок жилищно-коммунальных услуг;

- Рынок услуг розничной торговли;

- Рынок услуг перевозок автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения;

- Рынок предоставления услуг по широкополосному доступу к сети Интернет в населенных пунктах с численностью населения более 9 тыс. человек.

- Рынок бытовых услуг для жителей малых и отдаленных населенных пунктов с численностью населения от 100 до 1000 человек;

- Рынок услуг общественного питания на объектах дорожного сервиса.

Камчатский край

- Рынок услуг дошкольного образования;

- Рынок медицинских услуг;

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства;

- Рынок электроэнергетики;

- Рынок розничной торговли, производства продуктов питания;

- Рынок перевозки пассажиров;

- Рынок туристических услуг.

Еврейская автономная область

- Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства;

- Рынок нефтепродуктов;

- Рынок строительства;

- Рынок услуг здравоохранения;

- Рынок образования;

- Рынок промышленного производства;

- Рынок агропромышленного комплекса;

- Рынок труда;

- Сферы развития малого и среднего предпринимательства;

- Рынок оптовой и розничной торговли.

Важную роль в развитии конкурентной среды играют мероприятия по обеспечению доступа к услугам естественных монополий. Барьеры доступа в этой сфере негативно влияют на возможности ведения предпринимательской деятельности. Стандарт предусматривает организацию общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Развитие конкурентной среды также предполагает снижение участия государства в экономике, за исключением стратегических рынков, а также развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие коммерческой инфраструктуры рынков, внедрение стимулирующего регулирования, принятие правил недискриминационного доступа в сферах естественных монополий и сопряженных инфраструктурных сферах деятельности, устранение избыточного антимонопольного контроля, повышение уровня защиты прав потребителей.