Государственный и муниципальный заказ

Государственный и муниципальный заказ это стабильный, прогнозируемый сбыт продукции. Государство, путем квотирования, обеспечивает малым и средним предприятиям возможность участвовать в выполнении госзаказа.

В Российской Федерации заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе в электронной форме) или без проведения торгов, путем запроса котировок на товарных биржах, если на рынке работает только один поставщик (исполнитель, подрядчик). Система госзакупок действует с 2005 года. Электронные площадки, используемые для размещения заказов, позволили обеспечить прозрачность закупочных процедур.

Для размещения госзакупок в 2010 году были отобраны пять площадок. Основной оборот в 2014 году приходился на ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ОАО «ЕЭТП» (площадка правительств Москвы и Санкт-Петербурга).

В 2015 году перечень электронных площадок для размещения госзаказа будет пересмотрен. Новый перечень начнет использоваться с 25 января 2016 года.

Государственный и муниципальный заказ имеет стратегическое значение, обеспечивая стабильный сбыт продукции. В 2014 году общая сумма, заявленная в опубликованных извещениях о закупках, составила 23,8 трлн. рублей, на 18% превысив уровень 2013 года. По оценке Министерства экономического развития, в 2015 году сумма федеральных и муниципальных закупок составит 10 трлн. руб., в том числе на электронных площадках – 8 трлн. Наиболее масштабными в этой области являются инфраструктурные проекты, в первую очередь телекоммуникации и транспорт.

Малые и средние предприятия (МСП) могут привлекаться к исполнению госзаказа в качестве как непосредственных исполнителей, так и субподрядчиков. В настоящий момент доля участия малого и среднего бизнеса в обеспечении государственных и муниципальных закупок невелика, представители МСП зачастую неудобны в качестве партнера для крупных компаний. В целях поддержки их конкурентоспособности по сравнению с крупными компаниями, законодательно установлена обязательная квота закупок у МСП на уровне 15%. С июля 2015 года эта квота должна подняться до 18% (10% прямые исполнители и 8% – субподрядчики). К 2018 году обязательная доля малого и среднего бизнеса в госзакупках может быть доведена до 25%.

На региональном уровне также возможно повышение информированности государственных заказчиков о местных производителях, а предпринимателей – о возможности участия в госзаказе.

Для контроля исполнения квоты планируется создать систему подтверждения принадлежности участников к МСП путем формирования единого реестра компаний. В настоящий момент, в соответствии с действующим законодательством, участник конкурса должен только декларировать свою принадлежность к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, не подтверждая её.

С 2016 года увеличится количество субъектов, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы участниками закупок в антимонопольных органах.

Среди конкретных мер поддержки, которые уже доступны субъектам малого и среднего предпринимательства, можно выделить механизм государственного поручительства по кредитам и по банковским гарантиям. Он позволяет получить доступ к финансированию, а также принять участие в госторгах даже при нехватке залогового обеспечения.