Содействие в решении проблем

Современная государственная политика в области малого и среднего бизнеса ориентируется на получение обратной связи от деловой среды и реализуется применением как финансовых, так и нефинансовых инструментов поддержки.

Приоритеты государственной политики

Современная государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства опирается на следующие принципы:

  • поддержка развития малых и средних предприятий на разных этапах жизненного цикла за счет формирования и широкого применения инструментов акселерации роста бизнеса;
  • развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в регуляторной сфере;
  • расширение программ поддержки молодежного предпринимательства;
  • распространение лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Основные механизмы поддержки

Финансовая поддержка

Объем заложенных в федеральном бюджете на 2015 год субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства составляет 19,17 млрд рублей, еще 1,8 млрд рублей выделено на софинансирование объектов капитального строительства.

Обязательными условиями для получения регионами этих субсидий станут:

  • Наличие утвержденной государственной программы субъекта РФ
  • Наличие в бюджете субъекта РФ ассигнований на исполнение государственной программы.

Новая процедура взаимодействия федеральных и региональных институтов предполагает повышение уровня софинансирования с 78% до 91% в среднем, увеличение срока соглашения с 1 до 3 лет и изменение механизма распределения субсидий: если раньше они распределялись в зависимости от числа малых и средних предприятий в регионе, то теперь на принятие решения будут влиять: доля населения в субъекте Российской Федерации, потенциал развития сектора МСП в регионе, эффективность реализации мероприятий, расчетная бюджетная обеспеченность. Невостребованные субсидии будут перераспределяться между наиболее эффективными регионами. Таким образом, на федеральную поддержку малого и среднего предпринимательства смогут рассчитывать, в первую очередь, регионы со значительным потенциалом развития этой сферы.

Виды финансовой поддержки:

  • гранты начинающим предпринимателям до 500 тыс. рублей;
  • предоставление микрозаймов до 1 млн рублей;
  • субсидирование ставок по кредитам до 15 млн рублей;
  • субсидирование приобретения оборудования до 15 млн рублей;
  • субсидирование лизинговых договоров до 15 млн рублей.

Нефинансовая поддержка

К мерам нефинансовой поддержки относится создание инновационной инфраструктуры, а именно:

  • центров кластерного развития (вывод на рынок новых продуктов и услуг, реализация совместных проектов с участниками, оказание участникам бизнес-услуг, организация конференций и семинаров),
  • региональных центров инжиниринга (развитие инженерно-конструкторской деятельности, интеллектуальное цифровое проектирование производственных объектов и технологий
  • сопровождение проектов МСП по обновлению основных производственных фондов),
  • центров прототипирования (оказание услуг по созданию макетов, прототипов, опытных образцов, разработка конструкторской документации, проектирование, организация обучающих и дискуссионных мероприятий),
  • центров сертификации, стандартизации и испытаний (проведение испытаний и сертификация с последующей выдачей сертификата соответствия).

Поддержка экспорта ведется путем создания специализированных центров:

  • для поддержки экспорта, в функции которых будет входить проведение маркетинговых исследований, организация выставок, сопровождение экспортных контрактов, организация встреч, продвижение информации об экспортерах МСП;
  • корреспондентских центров, которые будут содействовать выходу компаний на рынок ЕС, в том числе поиску потенциальных деловых, технологических, научных партнеров, а также распространять данные о российских компаниях, обеспечивать информационный обмен коммерческими предложениями, запросами и деловой информацией.

Еще одно направление поддержки – создание специальной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков.

В ДФО в наибольшей степени обеспечены инновационной инфраструктурой и инвестиционными площадками Хабаровский край (индустриальный парк «Авангард» г. Хабаровска, региональный центр инжиниринга и центр кластерного развития Хабаровского края), Республика Саха (ОАО Центр кластерного развития «Якутия»). Создание индустриальных парков запланировано в Якутии и Приморском крае.