Транспорт и логистика

Транспортная сеть Дальнего Востока представлена всеми видами путей сообщения. Железнодорожные перевозки осуществляются по двум крупнейшим магистралям – БАМу и Транссибу.

Дальневосточный округ является крупным транспортно-логистическим узлом России. Транспортная инфраструктура ДФО включает в себя несколько видов путей сообщения. Во-первых, по территории Дальнего Востока проходят сразу две крупнейшие в стране железнодорожные магистрали – Байкало-Амурская и Транссибирская. В настоящее время пропускная способность БАМа составляет порядка 10 млн тонн в год, а Транссиба – 100 млн тонн. В результате проводимой реконструкции к 2018 году пропускная способность двух магистралей вырастет на 66 млн тонн, что позволит обеспечить своевременные и бесперебойные перевозки грузов даже в условиях возрастающего товарооборота между Россией и странами АТР.

Особое значение для макрорегиона имеет портовая инфраструктура. Доля Дальневосточного бассейна в объеме перевалки грузов в морских портах России в 2014 году составила 26,1%. За этот год морские порты ДФО увеличили перевалку грузов до 162,5 млн т (+12,3% по сравнению с предыдущим годом):

  • сухогрузов – до 97 млн т (+16,3%),
  • наливных грузов – до 65,5 млн т (+6,7%).

Увеличение грузооборота было зафиксировано практически во всех дальневосточных морских портах.

Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в 2014 г.

Название порта

Регион

Грузооборот, млн т

Темп прироста, % к 2013 г.

Восточный

Приморский край

57,8

19,7%

Ванино

Хабаровский край

26,2

10,4%

Находка

Приморский край

20,7

13,0%

Пригородное

Сахалинская область

16,1

-1,1%

Владивосток

Приморский край

15,3

5,3%

Де-Кастри

Хабаровский край

8,2

16,6%

Посьет

Приморский край

6,7

18,8%

Порт Восточный играет роль межрегионального транспортного узла с возможностью осуществления круглогодичной навигации. Порт располагается на небольшом удалении от конечной точки Транссибирской магистрали (г. Находка). Глубоководность порта позволяет ему принимать суда с осадкой до 15,5 метров. Порт Восточный специализируется преимущественно на перевалке угля, удобрений, контейнеров, лесных грузов и метанола. В условиях возрастания популярности контейнерных перевозок важной характеристикой порта является наличие крупного контейнерного терминала.

Порт Ванино является связующим звеном железнодорожного, морского и автомобильного путей сообщения. Через него осуществляются перевозки грузов в дальневосточные регионы России, а также страны АТР. Порт имеет шестнадцать причалов и оборудован всей необходимой техникой. Порт может принимать и обрабатывать суда грузоподъемностью до 45 тыс. тонн.

На Дальнем Востоке берет начало Северный морской путь, который в связке с Азиатско-Тихоокеанским и Баренцево-Евроарктическим транспортными коридорами соединяет порты Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока России и Европы. Речное судоходство осуществляется в бассейне Амура, который остается важнейшей речной магистралью макрорегиона. По реке Амур, протяженность судоходных путей которого составляет 1 261 км, осуществляются как грузовые, так и пассажирские международные перевозки.

Сеть автомобильных дорог ДФО включает в себя несколько трасс федерального значения. Автодорога Р-297 «Амур» связывает транспортную сеть Дальнего Востока с соседним федеральным округом, начинаясь в Забайкальском и заканчиваясь в Хабаровском крае. Федеральная трасса М-60 «Уссури» соединяет Хабаровск и Владивосток и является составной частью евроазиатского международного транспортного коридора «Транссиб». Автомобильная дорога М-56 «Лена» от Невера до Якутска имеет протяженность 1163 км и проходит по территории Амурской области и Республики Саха. Автодорога федерального значения Р-504 «Колыма» протяжённостью более 2 тыс. км в свою очередь связывает Якутск с Магаданом.

Федеральные автомобильные дороги ДФО

Название

Начальный и конечный пункты

Протяженность

Р-297 «Амур»

Чита-Хабаровск

2 165

М-60 «Уссури»

Хабаровск-Владивосток

752

М-56 «Лена»

Невер-Якутск

1 163

Р-504 «Колыма»

Якутск-Магадан

2 032

Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются также посредством воздушного транспорта Дальнего Востока. Помимо региональных и межрегиональных перевозок активно используются международные направления: Гонконг, Пекин, Токио, Сеул. Важную роль в авиатранспортной системе ДФО играют Международный аэропорт Хабаровск и Международный аэропорт Владивосток. Для осуществления бесперебойных региональных перевозок в 2014 году было создано Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока», объединившее восемь аэропортов в Хабаровском крае и Амурской области.