Региональный стандарт инвестиционной привлекательности

Региональный стандарт инвестиционной привлекательности содержит 15 требований, реализация которых улучшает инвестиционный климат региона.

Региональный инвестиционный стандарт – документ, консолидирующий успешный опыт регионов по привлечению инвестиций. Он содержит 15 требований, которые касаются взаимодействия правительства, органов исполнительной власти субъекта и бизнес-сообщества. Эти требования рекомендованы к внедрению всеми регионами России, их выполнение позволяет унифицировать и упростить реализацию бизнес-проектов.

Требования Регионального инвестиционного стандарта

Стандарт обеспечивает выполнение следующих задач:

1. Информирование потенциальных инвесторов

  • Определяются приоритетные направления развития территории – отрасли, технологии, виды продукции, и составляется план создания инвестиционных объектов и транспортной энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры, необходимой для реализации проектов.
  • На инвестиционном портале региона размещается полная информация об инвестиционной привлекательности региона, его особенностях, плане создания инвестиционных и инфраструктурных объектов, мерах поддержки инвесторов. Ресурс должен вестись как минимум на двух языках (русском и английском), это обеспечивает доступность информации для зарубежных предпринимателей.
  • Возможности региона представляются на зарубежных площадках, а также в проектах государственно-частного партнерства.

Эти меры позволяют потенциальным инвесторам получить комплексную информацию об особенностях территории, и выбрать оптимальный вариант для реализации проектов в том или ином регионе.

2. Обеспечение возможностей для инвестирования

  • В субъекте должен быть принят закон о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.
  • Для организаторов инвестиционных проектов обеспечивается принцип «одного окна», процедуры рассмотрения проектов и требования к их подготовке определяются единым регламентом, что сокращает временные и финансовые затраты на оформление документации, повышает доступность услуг.
  • Структуры по работе с инвестициями обеспечивают взаимодействие с организациями по поддержке и финансированию инвестиций, в результате чего предпринимателю упрощается доступ к получению ресурсов.
  • Стандарт предполагает наличие на территории региона инфраструктуры, специально организованной под размещение новых производств,
  • С помощью развития системы образования, направленной на подготовку кадров востребованных профессий, обеспечивается наличие необходимых специалистов.

3. Гарантии инвесторам

  • Глава региона предоставляет личные гарантии инвесторам относительно обеспечения и защиты прав, упрощения порядка и сокращения сроков выдачи разрешительной документации, безопасности ведения деятельности в регионе.
  • Предусматривается наличие канала прямой связи (мобильные телефоны руководителей органов власти, их официальные блоги и т.п.) между руководством региона и инвесторами для оперативного решения вопросов и проблем в случае их возникновения.
  • Специальный закон предполагает оценку нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности, с целью предотвращения создания административных барьеров для ведения бизнеса.
  • Обеспечивается компетентность сотрудников структур по работе с инвесторами.

В настоящее время из 9 регионов Дальневосточного ФО в 4 регионах стандарт инвестиционной привлекательности является внедренным, то есть все 15 требований реализованы. В большинстве остальных регионов, согласно оценке экспертной группы по состоянию на апрель 2015 г., внедрены 11-14 разделов стандарта. Наибольшее отставание характерно для Еврейской АО, где реализованы только 8 требований.

Подгружаемая диаграмма (Количество полностью внедренных разделов Регионального инвестиционного стандарта в регионах ДФО)

Министерство по развитию Дальнего Востока отмечает важность реализации требований стандарта, делая акцент на ликвидации административных барьеров, выстраивании диалога с бизнес-сообществом. Особое внимание уделяется строительству инфраструктуры под новые производства, а также оказанию различных видов финансовой поддержки малому и среднему бизнесу, в том числе с привлечением общественных объединений по поддержке предпринимательства.